Прямые расчеты жителей за ресурсы — перспективная модель взаимоотношений

Будущее прямых расчетов самарцев за коммунальные ресурсы обсудили эксперты в ходе круглого стола, организованного редакцией «Комсомольской правды» в Самаре. Чиновники, отдельные ресурсоснабжающие организации и жилищники солидарны во мнении, что только прямые расчеты могут разграничить ответственность, гарантировать своевременное получение поставщиком платы за ресурс и избавить управляющие компании от груза неплатежей жителей. В работе круглого стола приняли участие генеральный директор ООО «Жилищно-коммунальная система» Вячеслав Князьков и директор Самарского филиала СРО НП «Национальный жилищный конгресс» Андрей Паршин.

На сегодня задолженность жителей Самары за коммунальные ресурсы исчисляется миллиардами рублей. Ресурсоснабжающие организации требуют эти деньги с управляющих компаний, но они могут перечислить ровно столько, сколько заплатили жители. Таким образом, размеры долгов только увеличиваются, а к управляющим компаниям предъявляют многомиллионные иски на суммы, которые им недоплатили жители. Эта ситуации невыгодна всем: и поставщикам ресурсов, которые недополучают плату, и управляющим компаниям, которые оказываются должны за коммунальные услуги, которые не оказывают, и жителям, которые должны получать качественный ресурс, но сталкиваются с экономией и недоремонтами на сетях поставщиков.

Нужно менять систему расчетов

Говоря на примере платы за тепло, первый заместитель главы Самары Владимир Василенко напомнил, что настаивал на прямых расчетах населения еще много лет назад, в бытность своей работы в теплосетях. В то время суммы долгов еще не были такими катастрофически высокими, и своевременный переход на прямые расчеты помог бы их избежать впредь.

- Удобно всегда говорить перед отопительным сезоном: мы не можем развернуть ремонтную кампанию, так как нам не платят. Это все от лукавого! Подавляющее большинство населения все же платит, - заявил Владимир Василенко.

Ремонтные работы все равно ведутся, в чем убеждаются самарцы, которые каждое лето получают чуть теплую воду из горячего крана. Владимир Василенко привел пример одного из кварталов в Октябрьском районе, где старую трубу сняли в начале лета, а новую до сих пор не положили. Соответственно, на протяжении всего периода жители запитанных от данной сети домов получают горячую воду по одной трубе, без циркуляции. А значит и несоответствующей температуры.

Важно, по мнению чиновника, и перейти на оплату за отопление по схеме 1/7, то есть только в отопительный период и за фактически поставленный объем ресурса. Но до сих пор самарцы оплачивают этот ресурс по 1/12, равными долями в течение всего года, при этом негативно реагируют на ежегодную корректировку платежа при пересчете фактического потребления по показаниям приборов учета. Поставщики ресурсов же при такой схеме постоянно сталкивается с кассовыми разрывами.

Первый опыт

Но есть ресурсоснабжающие организации, которые осознали, что более эффективной моделью являются прямые расчеты с жителями. Например, прямые расчеты за газ и в значительной части города за электроэнергию существуют на протяжении многих лет и не вызывают вопросов ни у одной из сторон. Постепенно внедряют эту практику и другие организации. Так, одна из компаний-поставщиков электроэнергии с сентября 2015 года начала перевод на прямые расчеты своих абонентов.

Продолжает масштабную работу по переводу Самары на прямые расчеты и поставщик холодной воды ООО «Самарские коммунальные системы». Год назад платить за воду и канализацию по-новому стали жители домов, обслуживаемых несколькими крупными УК Самары, в том числе и «Жилищно-коммунальной системой». В настоящее время ресурсник ведет активную работу по переводу на прямые отношения жителей и других районов города. Директор по сбытовой деятельности этой организации Анна Влащенко заявила, что теперь платежи подконтрольны, деньги за ресурс приходят поставщику своевременно.

Позиция жилищников

Генеральный директор ООО «Жилищно-коммунальная система» Вячеслав Князьков подтвердил, что переход на прямые расчеты помог закрыть вопрос о задолженности компании «ЖКС» перед поставщиком воды.

- Год назад жители управляемых «ЖКС» домов перешли на прямые расчеты за ХВС и водоотведение, и теперь поставщик получает ровно столько, сколько платят жители, и сам работает с дебиторской задолженностью. Новые отношения также показали, что мы не заинтересованы в сборе средств жителей за ресурсы и не пытаемся использовать их по своему усмотрению, в чем порой пытаются обвинять управляющие компании. Напротив, мы не меньше заинтересованы в максимальной оплате потребленных ресурсов поставщику, поскольку понимаем, что от этого зависит качество ресурса и, в конечном итоге, удовлетворенность жителей, - заявил Вячеслав Князьков.

Его поддержал и директор Самарского филиала СРО НП «Национальный жилищный конгресс» Андрей Паршин.

- Сегодня всю ответственность за неплатежи несет управляющая компания, - говорит он. – Если житель не заплатил определенную сумму за воду, ее должна заплатить управляющая компания, а где она должна ее взять, неизвестно. Это приводит к банкротству управляющих компаний, а вместе с тем к тому, что они недоделывают текущие ремонты, недовыполняют свои обязательства перед жителями.

Андрей Паршин уверен, что прямые отношения между жителями и ресурсниками могут стать решением проблемы. Это выгодно для всех. Житель без посредников общается с тем, кто предоставляет ему услугу, управляющая компания теряет ответственность за не свои деньги, ресурсоснабжающая организация получает деньги напрямую.

Как пояснил Андрей Паршин, в функционал управляющих компаний и не входит предоставление коммунальных услуг. Их задача — обеспечение подачи коммунальных услуг в дом, то есть работоспособности соответствующих систем в доме для приема коммунального ресурса. Граница ответственности управляющей компании начинается от фундамента дома либо прибора учета на входе в дом. Все внешние коммуникации относятся к ответственности ресурсника. Важно, что при прямых расчетах ответственность за качество предоставляемых услуг несет ресурсоснабжающая организация — как исполнитель услуги.

- Закон предусматривает такую возможность, и в некоторых регионах такие отношения работают не первый год – они прошли через прокурорские проверки, через суды, устояв при этом и зарекомендовав себя с лучшей стороны. И в Самарской области со временем мы к этому придем. Иначе управляющие компании так и будут банкротиться, а жители получать недовыполненные ремонты, - заключил он.

Буква закона

Этой осенью Госдума рассмотрит проект изменений в Жилищный кодекс. Поправки предполагают замену понятия «предоставление коммунальных услуг» на «поставку в МКД коммунальных ресурсов и обеспечение собственников коммунальными услугами». В совокупность действий, предполагаемых управлением МКД, предлагается включить обеспечение коммунальными услугами собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, включая содержание, ремонт и эксплуатацию внутридомовых инженерных систем и иного общего имущества в доме в состоянии постоянной готовности к подаче холодной, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, газа. Поставка коммунального ресурса в дом же осуществляется в соответствии с договором ресурсоснабжения, который заключается между РСО и собственниками помещений в МКД, от имени которых договор заключает управляющая организация. Плата за коммунальные услуги вносится напрямую РСО.

Фото: Комсомольская правда

04.09.2015

IconРаботаем для Вас круглосуточно
IconОбработка 100%
заявок
IconГарантия качества проводимых работ
IconСобственный парк специальной техники

<< Предыдущий Следующий >>

Закрыть